Профиль,
15 октября 2012 г.
Не банком единым 536 просмотров
Одной из причин создания единого надзорного органа на базе Центробанка часто называют необходимость контроля над конгломератами и холдингами, включающими в себя компании, работающие в разных сегментах финансового рынка.
Создание мегарегулятора на базе Центрального банка – не единственный вариант построения системы надзора за финансовыми рынками.
Разговоры о создании мегарегулятора на финансовом рынке идут уже не первый год. Новый импульс дискуссии придало недавнее письмо на имя президента за подписью первого вице-премьера правительства России Игоря Шувалова, в котором он поддержал идею создания финансового мегарегулятора путем присоединения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) к Банку России. Однако это не единственный вариант новой конфигурации надзора. Помимо встраивания надзора на финансовых рынках и подзаконного регулирования в существующую структуру Банка России есть и другие схемы – например, создание отдельного органа при Банке России или создание независимого «меганадзора», куда будет отдан весь функционал по осуществлению надзорной деятельности на финансовых рынках.
Одной из причин создания единого надзорного органа на базе Центробанка часто называют необходимость контроля над конгломератами и холдингами, включающими в себя компании, работающие в разных сегментах финансового рынка. Это абсолютно разумное соображение. Замечу, что не только мы задумываемся над решением этой задачи. Однако наши коллеги из США и других государств с развитым финансовым рынком подходят к решению этого вопроса по-разному. При этом консолидация надзорных полномочий на финансовых рынках в центральном банке встречается не часто.
Например, в 2009 году, после кризиса, глава ФРС США Бен Бернанке говорил о том, что положения закона Грэмма–Лича–Блайли, отменяющего разграничение банков на коммерческие и инвестиционные, ограничивают способность ФРС контролировать инвестиционные «дочки» американских банков, которые находятся в сфере надзора других органов. При этом глава ФРС не призвал объединить надзор над всеми банками в едином органе. Наоборот, в США начали обсуждать возврат к разделению банков на коммерческие и инвестиционные, с четким разграничением надзора над ними между ведомствами. В Европе и Азии вопрос объединения надзора часто решается на уровне межведомственного взаимодействия, в том числе посредством унификации надзорного инструментария. Так что могут быть разные варианты организации надзора, которые и нам целесообразно обсудить. Безусловно, с приданием функций мегарегулятора ЦБ мы наконец сможем решить проблему с затормозившимся присоединением России к многостороннему меморандуму о взаимопонимании Международной организации комиссий по ценным бумагам. Но обратите внимание, что среди подписантов меморандума всего несколько центральных банков. А большинство подписавших являются отдельными от центробанков органами регулирования. Некоторые из них имеют надзорные полномочия в банковской сфере, но многие их и не имеют.
Нельзя забывать и о потенциальном конфликте интересов, который появляется у ЦБ с приданием ему функций подзаконного регулирования финансового рынка одновременно с регулированием банковской системы. Развитие российской банковской системы сегодня является одной из ключевых целей Центробанка. Но при создании мегарегулятора на его базе у него также появится задача по развитию фондового рынка, который является во многих элементах конкурирующим для кредитного сектора с точки зрения предлагаемых финансовых инструментов. Как этот конфликт будет разрешаться – крайне важно для всего финансового рынка.
Ясно, что надо каким-то образом использовать опыт банковского надзора при построении системы пруденциального надзора на фондовом рынке. Но столь же очевидно, что стандарты надзора за банками нельзя взять и просто применить к профучастникам фондового рынка. Стандарты для них придется все равно создавать отдельно, с учетом особенностей их деятельности. И делать это надо прямо сейчас, независимо от того, насколько оперативно будет определен формат создания мегарегулятора.
Государство предлагает профсообществу совместно принять крайне важное решение, которое во многом определит судьбу рынка на ближайшие десятилетия. Решение должно быть оперативным, но одновременно и взвешенным. Нельзя зацикливаться только на механистических процессах: какие функции куда передать, кого куда пересадить.
У нас есть актуальные задачи, решать которые надо не через год-два, а уже сегодня, – это и создание внутреннего инвестора, и возврат эмитентов на российские биржи. У России нет одного-двух лет на то, чтобы сначала перестроить регулирование и надзор, а затем в новой системе координат резко ускоряться: к тому моменту мы уже можем отстать безвозвратно.
Роман ГОРЮНОВ
Вся пресса за 15 октября 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, 120 лет страховому надзору в России
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
9 июня 2025 г.

|
|
Российский налоговый портал, 9 июня 2025 г.
В ГД одобрили законопроект о налоговом стимулировании инструментов сбережений

|
|
Интерфакс, 9 июня 2025 г.
В РФ создадут Центр развития искусственного интеллекта

|
|
raexpert.ru, 9 июня 2025 г.
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг АО «Страховая бизнес группа» на уровне ruА-

|
|
VADEMECUM (Иди со мной), 9 июня 2025 г.
Суд взыскал 137 млн рублей убытков с экс-руководителей страховщика «Спасские ворота-М»

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Австралийцы под угрозой: как рост страховых премий и климатические катастрофы ставят под удар миллионы домовладений

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Молодёжь хочет простое и цифровое страхование: итоги опроса Insurance Europe и EYP

|
|
ПРАЙМ, 9 июня 2025 г.
В России снизилась средняя стоимость полиса ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Убытки перестраховщиков, связанные с ветровыми рисками в США и Европе, остаются стабильными

|
|
ТАСС, 9 июня 2025 г.
Сумма выплат по ОСАГО за январь-апрель 2025 года составила 71,7 млрд рублей

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Медицинская страховка для путешественников: глобальные тренды и казахстанская реальность

|
|
investing.com, 9 июня 2025 г.
Страховая технологическая компания Slide нацелена на оценку более $2 млрд при IPO на Nasdaq

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Роль страхования в экологическом переходе: ключевые технологии и отрасли

|
|
Новости Воронежа, 9 июня 2025 г.
Средняя премия по ОСАГО в 2025 году снизилась, а выплаты выросли на 17%

|
|
Gorod.lv, 9 июня 2025 г.
Названа стоимость OCTA для владельцев электросамокатов в Латвии

|
|
Business FM Санкт-Петербург, 9 июня 2025 г.
Петербуржцы стали чаще покупать туристические страховки

|
|
Хабр, 9 июня 2025 г.
Росгосстрах обновил ИИ модели по ОСАГО

|
|
Казахстанский портал о страховании, 9 июня 2025 г.
Очередной пожар на грузовом судне – повод задуматься страховщикам морских грузоперевозок

|
 Остальные материалы за 9 июня 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|